Элвис / Elvis
12.09.2022 41470   Комментарии (41)
6,8
Рейтинг IMDB: 7,5
Рейтинг Экслера: 6,8
Бюджет: $85 млн.  Сборы по миру:  $282 млн
История негодяйского полковника Тома Паркера, рассказанная им самим. И там еще где-то бегает глянцевый Элвис с надутыми губками.
Кот Бублик о содержании фильма
Это блистательный фильм в полном смысле слова - в нем все блестит и переливается.
Отзыв кота Бублика
«Элвис» стал квинтэссенцией режиссерского стиля Лурмана, так что гарантированно будет принят ценителями автора.
Юлия Шампорова, "РБК"
«Элвис» База Лурмана берёт общеизвестные факты из жизни прославленного певца и актёра, но не стремится вывернуть их и создать на основе скандал ради шумихи.
Сергей Прудников, "25-й кадр"
Элвис и полковник вместе творили историю, и мир богаче, лучше и интереснее благодаря их сотрудничество. А теперь мне нужно найти свой бумажник, потому что я заметила, что по пути сюда не было билетной кассы, однако я уверена, что полковник, скорее всего, организовал плату за въезд сюда на выходе.
Речь Присциллы Пресли на похоронах полковника Паркера 
"Он играет просто фантастически! Наконец к образу отца отнеслись бережно и с уважением. Если он не выиграет „Оскар“, то я просто откушу себе ногу".
Лиза Мари Пресли об актере Остине Батлере

Америка, середина 50-х. Музыкальный промоутер полковник Том Паркер (Том Хэнкс) возит по различным южным штатам кантри-певца Хэнка Сноу. Выступления проходят ни шатко ни валко. В какой-то момент сынишка Хэнка Сноу Джимми (Коди Смит-МакФи) принес послушать Паркеру  песенку "That's Allright Mama", записанную никому не известным парнишкой по имени Элвис Пресли. Это была блюзовая композиция, исполненная в очень необычном ритме. Паркер был уверен, что это - какой-то чернокожий исполнитель, но Нил сказал, что Элвис - белый. 

И вот тут-то Паркер этим Пресли очень заинтересовался: белый парнишка, поющий как черные исполнители - это могло быть интересно. А потом полковник увидел, как оригинально Элвис ведет себя на сцене - странноватые, почти непристойные вихляния бедрами, сводящие с ума девушек в зале - и понял, что этот парень ему, Паркеру, может заработать много денег. 

С этого и началось многолетнее сотрудничество полковника Тома Паркера и Элвиса Пресли, продолжавшееся двадцать три года - вплоть до смерти Элвиса в августе 1977-го.    

***

Честно говоря, я не был в курсе, что "Элвиса" поставил Баз Лурман: в противном случае вряд ли вообще стал бы смотреть это кино. Предыдущий его фильм "Великий Гэтсби" - это очень яркое, очень длинное, блистающее и непрерывно переливающееся слезливое и сопливое фуфло. И у меня не было бы оснований считать, что из "Элвиса" он не сделает что-то подобное - уж реально серьезного биографического фильма о Короле мы бы от него совершенно точно не получили. Но я не знал, кто поставил этот фильм, поэтому решил посмотреть. 

Ну, в общем, Лурман остался верным себе. Действительно очень зрелищно, очень эффектно и очень красиво. Картинку он делать умеет и любит. А биографического фильма об Элвисе - нет как класса.  Чисто сценарно решение рассказать об Элвисе словами его промоутера полковника Тома Паркера и показать Элвиса его глазами - не самое плохое решение, тем более что полковника изобразил Том Хэнкс, которому, как я читал в его интервью, приходилось перед каждой съемкой по пять часов часов проводить в гримерном кресле. 

Однако все это выглядит довольно странно, потому что словами самого полковника тот, по сути, рассказывает, какой этот Паркер, в сущности, был подлый негодяй: да, он фактически "открыл" Элвиса и вознес его к вершине славы, но он же пытался отнять у Элвиса его бунтарский дух и заставить Пресли петь дурацкие семейные песенки, он отправил его в армию, он отказался от любых зарубежных туров, он пичкал певца таблетками и всякими препаратами, он в итоге фактически запер Элвиса в Лас-Вегасе, где тот совсем снаркоманился и умер. Так, по крайней мере, нам рассказывается в фильме. 

Как обычно у Лурмана, все очень пышно, блестяще и аляповато. Оно, может быть, и вполне подошло для рассказа об Элвисе, который в одежде и обстановке предпочитал конкретный китч, но здесь все это уж как-то слишком гротескно: кажется, что ты смотришь не фильм о реально существовавшем певце, оказавшим огромное влияние на всю современную музыку, а тебе показывают какой-то кинокомикс о Злодейском Паркере (грим у Хэнкса все-таки достаточно карикатурный, как и манера разговора полковника) и Хорошем парне Элвисе. 

Том Хэнкс, как известно, роли всяких злодеев не играет: он берется только за положительных персонажей, и они у него выходят очень хорошо. Однако здесь по сюжету полковник - безусловно, персонаж отрицательный, что к тому же всячески подчеркивается гримом и манерой разговора: этот Паркер - липкий, подлый, жадный и лицемерный. 

Был ли он таким в действительности? Многочисленные книги, написанные об Элвисе и о самом Паркере, создают несколько иную картину. Кстати, в реальности этот человек не был ни полковником, ни Томом, ни Паркером. Его звали Андреас Корнелис ван Кёйк, родился он 26 июня 1909 года в Бреда, Нидерланды. В детстве он работал зазывалой на карнавалах в своем родном городе, обучаясь многим навыкам, которые ему явно понадобились позже, когда он работал в индустрии развлечений.

С 15 до 17 лет Андреас работал на различных судах в Роттердаме, и когда ему было 17 лет, он нелегально въехал в Америку, спрыгнув с корабля своего работодателя. В Штатах он два года прослужил в армии, взяв при этом имя Том Паркер от одного из офицеров: кстати, при этом он автоматически лишился нидерландского гражданства, так что в действительности он стал человеком без какого-то гражданства вообще. После увольнения он начал работать в музыкальной индустрии - ну и оно пошло-поехало. 

У него была возможность легализоваться в Штатах и получить паспорт, однако он этим не воспользовался. По одной версии - из-за опасения, что могут всплыть его армейские грешки - он ушел в самоволку, его судили за дезертирство, и Паркеру пришлось посидеть в одиночке, после чего на некоторое время он попал в психушку. По другой версии, в его родном городе было заведено уголовное дело по факту убийства молодой женщины, где Паркер не то чтобы был подозреваемый, но что-то его с этим делом связывало такое, что он опасался возможной экстрадиции в Нидерланды. 

Звание "полковника" у него формально было: а именно звание "полковника ополчения", которое он получил от кантри-певца Джимми Дэвиса: Паркер ему помогал в предвыборном штабе - тот стал губернатором Луизианы. Никакого ополчения в Луизиане не было, то есть звание было типа как почетным, а по сути - фиктивным, но Паркер им активно пользовался, и для многих людей он был просто "полковником". 

Потом Паркер наткнулся на Элвиса, начал активно его продвигать, ну и пошло-поехало. Сыграл ли он заметную роль в карьере Элвиса? Да, безусловно, в этом нет никаких сомнений: он сыграл огромную роль, и сам Элвис называл Паркера "умнейшим человеком" и отдавал должное его менеджерским талантам. 

Были ли у него какие-то просчеты? Да, конечно, были, у кого их не бывает? Однако были и серьезнейшие достижения, которые помогли Элвису стать тем, кем он стал. Противился ли он зарубежным турам Пресли? Да, еще как. Но по одной простой причине - он сам просто не смог бы в них участвовать, у него не было паспорта, что он тщательно скрывал. 

Подсаживал ли он Элвиса на таблетки? Совершенно не похоже на то, что Паркер в этом участвовал, однако есть свидетельства тому, что полковник явно игнорировал тот факт, что Пресли стал конкретно зависимым от таблеток, и что ему требовалась медицинская помощь. 

Были ли между ними какие-то трения? Время от времени были. В сентябре 1973 года Пресли страшно разругался с Бэрроном Хилтоном из-за увольнения одного из сотрудников Hilton, Паркер от этого пришел в ярость, он сам поругался с Элвисом, и тот сказал, что увольняет Паркера. На что Том ответил, что Пресли не может его уволить, а он уходит сам. 

Тогда Паркер действительно выставил огромный счет отцу Элвиса, который возглавлял компанию, за расторжение контракта, только там фигурировала сумма в два миллиона, а не в восемь, как показано в фильме. Выкупить контракт они тогда не могли, Элвис с Паркером две недели обменивались оскорблениями, после чего решили все забыть и продолжить совместную работу.   

В общем, после изучения истории Тома Паркера и его работы в качестве менеджера певца - как-то совсем не вырисовывается такой образ, который показан в фильме. 

На роль Элвиса рассматривали нескольких актеров - пробовались Энсел Эльгорт, Майлз Теллер, Аарон Тейлор-Джонсон и Гарри Стайлс. Об Остине Батлере Лурману рассказал Дензел Вашингтон, который с Батлером играл в постановке "The Iceman Cometh" на Бродвее. 

Остин Батлер в роли Элвиса - действительно хорош. Ему тоже пришлось по несколько часов проводить кресле гримеров - использовался разный грим для различных периодов жизни Пресли, - актер сам отлично поет, подражая Элвису, и двигается точь-в-точь как Элвис. И в нем даже прослеживается какая-то часть харизмы Короля, который обладал совершенно невероятным магнетизмом, заметным даже по записям, а уж что творилось в зале во время его выступлений - это хорошо понятно из старых роликов. 

Другое дело, что настоящего реального человека за этой ролью не видно. И это ни в коем случае не вина актера, это стиль постановки, свойственный Базу Лурману. Все очень шаблонно, часто достаточно сопливо (примерно на уровне 30% сопливости, если за 100% взять "Великого  Гэтсби") и почти всегда - картинно. Хороший парень Элвис, сражающийся со зловещим толстячком полковником Паркером, которые умело затягивает певца в свои липкие сети. 

Похожая история была с "Богемской рапсодией", где Рами Малек с полным самоотречением отлично изобразил Фредди Меркьюри, однако сценарий, который находился под строгим контролем остальных участников группы Queen, не позволил показать Фредди таким, каким он был, в результате чего актеру пришлось сосредоточиться на чисто внешних аспектах поведения Меркьюри. 

Здесь - то же самое. Нет живого человека за персонажем, которого рисует Баз Лурман. Элвис картинно хмурит бровки, Элвис картинно что-то там гневно говорит своей мемфисской родне, Элвис картинно восстает против полковника, но это все чистый комикс. И только на сцене, когда Лурман позволяет Батлеру изобразить Элвиса так, как он хочет и как может, начинает возникать волшебство - особенно в сцене, когда Элвис начинает пробовать новый звук в огромном зале свежепостроенного лас-вегасского отеля. Вот там - прям реально здорово, эта сцена просто пробирала. 

Что в итоге? Чистый Баз Лурман! Нормальной истории нет, есть глянцевый комикс из серии "чтобы школьницы расчувствовались". При этом Том Хэнкс убедительно изображает злодея в виде Паркера, который таковым вроде как не был, и Батлер очень талантливо изображает Элвиса на сцене, а не на сцене это такая чистая картонка с глазами полными бездонных слез - Лурман это любит. 

Остальной антураж - богатый, яркий и интересный, совершенно схематическими мазками режиссер дает основные этапы становления Элвиса, внешняя мишура часто затмевает и так-то не слишком емкое содержимое, ну и нельзя не отметить, что картина со своими 159 минутами - безбожно затянута, из нее запросто можно было бы отрезать хотя бы полчаса. 

А Лурман еще и хвалится, что есть еще 4-часовая режиссерская серия, 8-часовая, 12- часовая - далее со всеми остановками вплоть до полной жизни Короля, которую Лурман сумел воссоздать. 

Как биопик - вообще не биопик, как фильм об Элвисе - вообще не фильм об Элвисе, как всякие видеоклипы по мотивам жизни Пресли - ну, сойдет. Только не очень понятно, почему это все должно идти аж два часа сорок минут. 

Вот и все что я по этому поводу могу вам сказать. 

P.S. Фото полковника с Элвисом в разные периоды их жизни. 

Официальный трейлер. 


© 1998–2024 Alex Exler
12.09.2022
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 5+
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
типичный Лурман 
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 41

"Однако все это выглядит довольно странно, потому что словами самого полковника тот, по сути, рассказывает, какой этот Паркер, в сущности, был подлый негодяй"
Да ладно, по-моему, в фильме как раз показано, что полковник был человек скорее противоречивый, по крайней мере он явно хотел как лучше, но у него было свое понимание как лучше и в итоге получилось как всегда.
09.02.23 22:42
0 0

Фильм - дрянь. Чтобы прочувствовать замысел режиссёра, нужно курить ту же дурь.
17.09.22 21:38
0 0

Полковник противился заграничным турне Элвиса только по причине отсутствия загранпаспорта - как же это всё меняет! Прям благородный человек вырисовывается. Спасибо за разъяснения.
15.09.22 15:44
0 0

В общем, богатые тоже плачут, так же как все, как все, как все. И прочие многочисленные произведения о беспросветной трагедии таланта. Всегда хочется спросить, а было ли в жизни артиста ну хоть что-то хорошее? Ну хоть что-нибудь?
14.09.22 05:57
0 0

"Элвис и полковник вместе творили историю, и мир богаче, лучше и интереснее благодаря их сотрудничество"

Присцылла Пресли как-то не по-русски выражается.

"Ему тоже пришлось по несколько часов проводить в кресле гримеров."
12.09.22 22:29
1 1

У Присциллы шотландско-ирландско-норвежские корни, зачем требовать от неё хорошее знание русского? 😄
12.09.22 23:51
0 3

Про полковника Тома Паркера много всяких домыслов, вплоть до убийства.
12.09.22 20:44
0 0

Том Хэнкс, как известно, роли всяких злодеев не играет: он берется только за положительных персонажей
А как же "Игры джентльменов"?
Откуда взялся Том Хэнкс? Как выяснилось, Том давно устал от бесконечных ролей хороших парней и решил для разнообразия сыграть хотя бы парочку негодяев. Одного из них он сыграл в "Проклятом пути", а другого пожелал сыграть именно у Коэнов, так как мерзавцы в их фильмах - наиболее колоритные и запоминающиеся (в этом я с Хэнксом совершенно согласен).
12.09.22 17:45
0 1

Точно, спасибо, эту запамятовал. Ещё в «Облачном атласе», где у Хэнкса сразу 6 образов, и не все положительные. «Их собственная лига» - малоприятный запойный тренер. А босс в «Сфере»?
12.09.22 19:15
0 1

он берется только за положительных персонажей
Ну не то чтобы только за положительных.
12.09.22 13:42
0 1

Ему просто не предлагают такие роли - не справляется 😄
Я не получаю предложений сыграть злодеев просто потому, что плохие парни должны вызывать у зрителя отторжение, следующее за недоброжелательностью персонажа, но именно эту недоброжелательность я и не могу подделать.
Но иногда получается - гангстер, «Проклятый путь» (Road to Perdition) 2002.
12.09.22 16:20
0 1

Оттуда же.
12.09.22 22:19
0 0

Но иногда получается - гангстер, «Проклятый путь»
И даже этот гангстер — положительный герой, сражающийся с подлыми боссами, поправшими гангстерскую честь.

А вот в "The Ladykillers" он настоящий злодей и отрицательный персонаж.
13.09.22 05:41
0 0

Оттуда же.
Ну боксер-то персонаж скорее комический, хоть и отморозок. А вот капитан - настоящий злодей.
13.09.22 17:11
0 0

Фильм посмотрел.
Насчет режиссерских версий - предпочел бы ту, где отобраны музыкальные номера минус всё остальное.
12.09.22 13:31
0 2

Лучший Элвис это Майкл Шеннон в "Элвис и Никсон".
12.09.22 11:27
0 0

Лучший Элвис это Вэл Килмер в "Настоящая любовь".
12.09.22 11:59
0 2

Лучший Элвис - это Элвис.
12.09.22 12:27
0 7

С этим не поспоришь! 😄
12.09.22 13:17
0 0

Лучший Элвис - это Элвис.
Потому Килмер и хорош - он там есть, но его не видно.
12.09.22 17:28
0 0

Паркер от этого пришел в ярость, он сам поругался с Элвисом, и тот сказал, что увольняет Паркера. На что Том ответил, что Пресли не может его уволить, а он уходит сам.
Как это напоминает КВН-овский номер про директора Пушкина:

- Ты всего лишь директор Пушкина.
- Вот этого не надо. Это ты Пушкин директора.
12.09.22 11:18
0 8

Алекс, в ближайшее время нас ждет еще один музыкальный байопик.

Мадонну играет Эван Рейчел Вуд, титульного героя Гарри Поттер.
Выглядит поинтереснее Элвиса.
12.09.22 11:07
0 4

Ну это скорее пародия на байопики, хоть и основанная на реальной биографии.
12.09.22 11:23
0 0

Пародия на пародиста, ага.
12.09.22 12:00
0 0

Учитывая личность Янковича не факт, что пародия. Я смотреть буду, в отличии от Элвиса, Меркюри и Элтон Джона.
12.09.22 12:06
2 0

Учитывая личность Янковича не факт, что пародия. Я смотреть буду, в отличии от Элвиса, Меркюри и Элтон Джона.
Учитывая личность Янковича, это как раз должна пародия по отношению к классическим байопикам.
12.09.22 12:11
0 3

Пародия на пародиста, ага.
Не пародия на пародиста, а стеб над жанром, там даже в трейлере обыгрываются все самые клишированные моменты и фразы из любого стандартного байопика.
12.09.22 12:15
0 1

Да, я это планирую посмотреть.
12.09.22 12:21
0 2

Но это ведь именно из-за личности персонажа, нет?
12.09.22 17:29
0 0

Учитывая личность Янковича не факт, что пародия. Я смотреть буду, в отличии от Элвиса, Меркюри и Элтон Джона.
Да там же по трейлеру понятно, что пародия. 😄

Кстати, сам Янкович в трейлере мелькает аж трижды (причём один раз — с женой). 😄
12.09.22 20:28
0 1

Гарри Поттер
Агента Смита и Боромира бы еще.
12.09.22 22:38
0 0

Кстати, сам Янкович в трейлере мелькает аж трижды
Ага. Играет кого-то из "пиджаков".
13.09.22 05:37
0 0

А тем временем скоро будет создан ачиредной шидевр !
12.09.22 10:51
0 0

Да, вот. Очень похожие ощущения - в фильме про Элвиса не хватает самого Элвиса. Клиповая манера съемки выглядит интересно, но к концу фильма от нее устаешь. Пересматривать не хочется, в отличие, например, от "Рокетмена".... Кстати по рецензии - а пластинку разве не Джимми - сынишка Хэнка Сноу - принес?
12.09.22 10:48
0 0

Кстати по рецензии - а пластинку разве не Джимми - сынишка Хэнка Сноу - принес?
Да, в фильме Джимми, это в реальности их тогдашний менеджер принес. Сейчас поправлю, спасибо.
12.09.22 10:53
0 0

Я посмотрел до рецензии. Ну, так, - на один раз с нек-рыми перемотками - сойдёт.
12.09.22 10:30
0 1

Картинка красивая, да 😄
12.09.22 10:48
0 0

ну почётный титул "полковника" в штатах вообще дело обычное, достаточно вспомнить самого известного "полковника Сандерса"...
12.09.22 10:21
0 3

прикольно, что вымышленные титулы не идут выше полковника. Наверное, думали, что "генерала Сандерса" могут и пробить.
12.09.22 22:39
0 0

Спасибо за сэкономленное время, я так и думал.
12.09.22 09:29
1 5

еще бы тайминг на моменты когда "Элвис" на сцене.
Ule
12.09.22 10:04
0 4