Однажды в Америке / Once Upon A Time In America
08.05.2002 82562   Комментарии (21)
Драма, 1984, 227 мин.
"Если ты выйдешь через эту дверь, Лапша,
то у тебя и воспоминаний не останется..."

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Вероятно, этот фильм я посмотрел одним из первых в Москве. Было это еще в эпоху самого начала видеобума, когда только-только появились первые видеомагнитофоны, а Муслим Магомаев начал завозить в Москву видеофильмы, которые спешно переводились Михалевым и Володарским. У моей хорошей знакомой Марины Тимашевой (сейчас она весьма известный кино- и музыкальный критик, театровед, корреспондент радиостанции BBC в Москве, а ее статьи довольно часто публикуются во всяких крупных изданиях) видеомагнитофон дома появился очень быстро. Разумеется, в ее квартире собирались целые толпы народу на видеопремьеры, где жадно смотрели все подряд, но в первую очередь, разумеется, "Эммануэль", "Прекрасную Антонию", триллеры, боевики, музыкальные видеоклипы и так далее, словом, все то, чего семьдесят лет нас дружно лишали партия и правительство.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) И вот как-то раз в один из просмотровых вечеров, когда народ уже собрался расходиться, так как насытился эммануэлями, восточными единоборствами и танцами Майкла Джексона, который еще тогда был похож на симпатичного чернокожего паренька, Марина мне тихонько сказала: "Леш, хочешь посмотреть хорошее кино? Это не боевик, не триллер, не эротика. Это просто НАСТОЯЩЕЕ кино. Оно очень длинное, целиком мы его не посмотрим. Я тебе просто покажу несколько эпизодов". Я, разумеется, согласился, и Марина мне показала кусочек из "Однажды в Америке", относящийся к детству главных героев...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Во время следующего просмотра - через неделю или через месяц, когда на экране отгремели выстрелы и прекратили охать и ахать эммануэли, - мы посмотрели следующий кусок: выход Лапши из тюрьмы и последующие за этим события. В следующий раз - еще один кусочек. Таким образом весь фильм целиком я посмотрел приемов за пять, не меньше. Но это и хорошо. Потому что было время подумать и осмыслить все то, что я увидел...

После этого "Однажды в Америке" я смотрел много раз. Обычно - в кинотеатре. Чтобы ничто не мешало и не отвлекало. Это один из немногих фильмов, который я постоянно пересматриваю - где-то раз в год-два...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Бывает очень забавно читать анонсы на этот фильм. Самый распространенный вариант обычно звучит так: "Это фильм о еврейской мафии Нью-Йорка и ее кровавых разборках между собой". Даже Иванов в "Видеогиде" ухитрился написать: "Эпическая гангстерская сага в стиле ретро о становлении и закате еврейской мафии в Нью-Йорке". В общем, оно, конечно, правильно - еврейская мафия и есть, но таким образом характеризовать суть происходящего на экране - это все равно что о "Ромео и Джульетте" написать: "Книга о кровавой и жестокой разборке между двумя мафиозными кланами Вероны и Мантуйи"...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Но давайте сначала поговорим о режиссере Серджо Леоне, о том, как он пришел к этому фильму... Леоне считается создателем так называемого жанра спагетти-вестерн. А родился этот жанр очень просто. В начале шестидесятых годов в Италии зрители не хотели смотреть итальянские фильмы. Они смотрели исключительно американские картины. Никому не известный режиссер Серджо Леоне решил сыграть на любви зрителей к Голливуду, поэтому взял себе псевдоним Боб Робертс, пригласил никому не известного американского актера Клинта Иствуда, который согласился играть за нищенский гонорар в $15 000 (рассказывают, что Леоне также приглашал в этот фильм уже известного тогда Чарльза Бронсона, но тот только посмеялся над предложением "макаронника") и снял фильм "За пригоршню долларов", весь бюджет которого составил $200 000, что даже по тем временам было очень маленькой суммой для полнометражного фильма. А дальше... Дальше произошло чудо. У Леоне практически не было денег на рекламу этого фильма, однако зрители стали валом валить в кинотеатры. Правда, они были уверены, что это американский фильм - ведь на афишах стояли американские имена. И мало кто тогда обратил внимание на то, что "За пригоршню долларов" был не сильно похож на традиционные американские вестерны. Ну да, вроде, все похоже - дикий Запад, суровые мужики с кольтами, которые выхватываются во мгновенье ока и пускаются в ход, однако... Однако совсем другой подход, совсем другой стиль, совсем другая идея.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Но похоже, что именно это и сработало. К Леоне пришел успех. Фильм, снятый буквально за гроши, принес миллионы. После "За пригоршню долларов" Леоне сделал целую трилогию, сняв еще два вестерна: "На несколько долларов больше" и "Хороший, плохой, злой". В 1968 году Леоне в вожделенном Голливуде снял фильм "Однажды на Диком Западе", пригласив туда Генри Фонду и Чарльза Бронсона, который когда-то отказался сниматься в его первом спагетти-вестерне. Последний вестерн он снял в 1971 году, после чего четырнадцать лет режиссер готовился к съемкам фильма "Однажды в Америке", который не был похож ни на что из того, что Леоне снимал раньше, и который режиссер считал своим лучшим фильмом...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Сюжет этого фильма пересказывать... - не то чтобы сложно, но как-то не очень имеет смысл. Ну да, еврейский квартал Нью-Йорка начала века. Несколько подростков под предводительством парнишки по кличке Лапша (Noodles). "Да не пойду я домой, что мне там делать? - говорит Лапша. - Отец, как обычно, молится, мать плачет"... Лапша и его маленькая банда не хотят ни молиться, ни плакать. Поэтому они занимаются воровством, грабежом и другими видами преступлений. Они готовы на все, чтобы вырваться из круговорота этой убогой жизни.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Чуть позже к ним присоединяется еще один парнишка по кличке Макс. И в банде становится два лидера, потому что Макс не только не уступает Лапше в уме, храбрости и сообразительности, но и даже его в чем-то превосходит. Однако Лапша с Максом не успевают выяснить, кто из них лучше, потому что в результате одного случая Лапша садится в тюрьму очень и очень надолго. Выходит он уже совершенно взрослым человеком, незадолго до отмены сухого закона. Макс с ребятами как раз промышляет бутлегерством - поставкой контрабандного алкоголя. У Лапши своя доля в этом деле, и он присоединяется к банде.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Однако сухой закон скоро отменяют, и ребята остаются без привычного заработка. Лапшу это не сильно волнует, однако Макс, как человек деятельный, все время ищет новые средства заработать. Ему приходит в голову ограбить федеральный банк. Лапша считает эту затею чистым безумием, и он уверен, что во время подобной операции их всех просто убьют, поэтому, чтобы остановить Макса, он закладывает его и остальных ребят полиции во время их последней поездки за контрабандным алкоголем. Лапша рассчитывает, что Макс немного посидит за решеткой, после чего охладеет к идее ограбить федеральный банк, однако когда полиция стала брать машину со спиртным, завязалась перестрелка, и все друзья Лапши были убиты.

Самому Лапше пришлось больше чем на три десятка лет уехать из Нью-Йорка в какую-то глушь. Однако по прошествии многих лет он вдруг получил весточку с приглашением из Нью-Йорка. Это весточка дала ему понять, что есть еще люди, которые его помнят и знают, которым то ли нужно его покарать, то ли понадобились его услуги профессионального убийцы...

***

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Как ни пересказывай сюжет этого фильма, все равно не будет понятно, чем он хорош и почему вызывает такие эмоции. Ну да, действительно еврейская мафия, действительно кровавые разборки. Причем снято это все очень жестко и очень достоверно. В картине много кровавых сцен, а в Штатах "Однажды в Америке" из-за этого даже была урезана почти на час.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Но это не боевик. Это драма. Точнее, жизненная история. История великой любви, большой дружбы и предательства во имя этой дружбы и вопреки этой дружбе. История любви Лапши (Роберт Де Ниро) и девочки Деборы (Элизабет Макговерн), история дружбы Лапши с Максом (Джеймс Вудс), история предательства Лапшой Макса и предательства Максом Лапши.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Как обычно и бывает в хороших фильмах, здесь нет правых и виноватых. Здесь нет хороших и плохих. Каждый из главных героев по-своему хороший и по-своему плохой. Каждый из них в своей жизни совершил предательство, но и стал жертвой предательства. И даже история взаимоотношений Деборы и Лапши - один из самых интересных сюжетов в картине с психологической точки зрения, - совершенно не так однозначна, как кажется с первого взгляда. Леоне всегда мастерски передавал всякие тонкие психологические оттенки - как с помощью сюжета (он всегда сам писал сценарии к своим фильмам, даже когда первоначально заказывал сюжеты у каких-то именитых авторов), так и с помощью игры актеров.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) А уж актеры в этом фильме... Лично мне больше всего нравится Джеймс Вудс, играющий Макса. У него самая сложная роль. Если Лапша, несмотря на свою внешнюю невозмутимость, достаточно прямолинеен, открыт и предсказуем, то Макс - о, его никто и никогда не мог понять. Никто, даже Лапша, не мог предсказать, что Макс сделает в следующий момент в ответ на какую-нибудь фразу или действие. Макс мог рассмеяться, мог нахмуриться, а мог достать пистолет и выстрелить человеку в лоб. Он был самым загадочным из всей этой компании. Самым хитрым, расчетливым и умным. И он всегда просчитывал все свои ходы далеко вперед, в отличие от Лапши. Вот только под конец жизни Макс немного не рассчитал...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Вудс потрясающе играет Макса. Как молодого, так зрелого и уже старого. Я считаю, что это лучшая роль в фильме. Впрочем, я не согласен с мнением, которое часто приходится слышать, - о том, что "Вудс переиграл Де Ниро". Никто в этом фильме никого не переиграл. Просто каждый из них играл свою роль и играл блестяще. Де Ниро также великолепен в этом фильме. Он очень сдержан и невозмутим, однако за внешней бесстрастностью скрываются очень сильные эмоции.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Элизабет Макговерн прекрасно сыграла взрослую Дебору. С каждым из главных героев не все просто и понятно в этом фильме, а уж Дебора - самый загадочный персонаж. Еще более загадочный, чем Макс. Любила ли она Лапшу? Да, любила. С самого детства и всю жизнь. Но она не собиралась связывать свою жизнь с бандитом, гангстером. Лапше была дана возможность сделать свой выбор - он его сделал. Дебора знала, что после этого она никогда не будет вместе с Лапшой, но всю жизнь давала ему какие-то надежды - то ли из какого-то женского кокетства, то ли ей все равно хотелось его видеть... Закончилось это все, разумеется, довольно печально, однако в сцене изнасилования Деборы тоже нет правых и виноватых. Кто скажет, что Дебора, однозначно, жертва, а Лапша, безусловно, насильник - тот ничего не понял в этом фильме.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Отдельных слов заслуживают актеры, которые играли главных героев в детском варианте: Скотт Тайлер (Лапша), Расти Якобс (Макс) и Дженнифер Коннелли (Дебора). Так же, как и во взрослом варианте, они все очень хороши. Сцена, когда Дебора читает Лапше "Песнь песней" - просто потрясающая. Впрочем, там много изумительных эпизодов. Взять хотя бы момент, когда юный Простак (один из членов банды Лапши) приходит к молоденькой шлюшке Пегги с шикарным пирожным, потому что ребята говорили, что Пегги за пирожное готова позволить с собой делать все, что угодно. Пегги принимает ванну, поэтому Простак сидит на лестнице с пирожным и ждет ее. Однако любовь к сладкому берет верх над сексуальными порывами юного организма, и Простак съедает пирожное сам...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Впрочем, вряд ли имеет смысл пересказывать отдельные эпизоды. Их там бесчисленное множество. Их нужно просто смотреть и пересматривать - снова и снова. Потому что это действительно гениальный фильм. Настоящая сага, настоящая Драма. Очень жизненная и заставляющая задуматься о том, как именно следует себя вести в этой жизни, как нужно дружить, как нужно любить.

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Почему Леоне выбрал для драмы такой жанр, как гангстерский боевик? Ему так было удобнее. Леоне и вестерны-то снимал, как философские притчи, чем они и отличались от голливудских поделок. Лично я считаю, что все эти кровавые и натуралистические эпизоды, которых немало в фильме и которых лишили американских зрителей, вовсе не лишние, а наоборот - просто необходимы для правильного понимания задумки режиссера. Потому что это жизнь - настоящая жизнь, которая не бывает чистой и гладкой. В ней есть все - кровь, секс, предательство, дружба, любовь, обман, преступления и жертвенность. И все это есть в "Однажды в Америке". И все это снято так, что этот фильм, несмотря на то, что он идет более трех часов, смотришь не отрываясь ни на минуту...

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) Знаменитый переводчик Леонид Володарский рассказывал мне, что он как-то общался с великим режиссером и спросил его, что произошло в самом конце фильма - бросился ли Макс в мусоросборочную машину или нет? Леоне пожал плечами и ответил: "Какая разница? Какая разница, была ли вообще в реальности эта встреча, или же она явилась просто плодом опиумных галлюцинаций Лапши? Суть фильма совершенно не в этом".

Драма "Однажды в Америке" (Once Upon A Time In America) И он, разумеется, прав. Суть фильма вовсе не в том, как кто из них окончил свой путь. Суть в том, как они по нему шли, какие поступки совершали. Как они делали свой выбор, и какой именно выбор они делали.

"А если ты выйдешь в эту дверь, Лапша, у тебя уже и воспоминаний не останется". Это моя самая любимая фраза в фильме. Давайте не будем выходить в те двери, после которых у нас не останется никаких воспоминаний. В конце концов, почти всегда самые важные события в жизни происходят очень быстро, а потом остаются только воспоминания. Когда же их вдруг лишаешься, жить становится вообще незачем...

Я не буду ставить оценки этому фильму. Это настоящий шедевр, это один из моих самых любимых фильмов. В нем потрясающе все: сценарий, постановка, актеры, операторская работа и совершенно великолепная музыка - однокашника Серджо Леоне композитора Эннио Морриконе. Кстати, у Морриконе я считаю музыку к этому фильму лучшей из всего им написанного.  

***

P.S. В России этот фильм до сих пор так и не вышел в лицензионном варианте. Вероятно, прокатчикам безумные мэри и чокнутые профессоры кажутся намного важнее.

P.P.S. На IMDB этот фильм стоит на 160 месте среди лучших 250 фильмов мира

© 1998–2024 Alex Exler
08.05.2002
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность
Актерская игра
Режиссерская работа
Сценарий
Кратко о фильме:
Нужно ли смотреть:
Комментарии 21

Шедевр - один из моих любимейших фильмов. Единственная ложка дёгтя, на мой взгляд - кошмарный мискастинг с Элизабет Макговерн в роли взрослой Деборы (по-еврейски - Дворы). Дело не актерском мастрестве - тут особых претензий нет. Просто она совершенно не стыкуется с образом Деборы-девочки (тупо не похожа - ничего общего), в то время как у остальных персонажей детские и взрослые образы прекрасно соответствуют друг другу. Ну и, наконец - она никаким боком не еврейка. Речь идёт, понятно, не о самой актрисе, а о созданном образе. Ничего общего. А в остальном - неподражаемый фильм...
02.05.20 23:34
0 1

Посмотрел оценки, это конечно прикол. Я про 250 фильмов.

Например Темный рыцарь конечно интересно, но 4 в рейтинге, а где настоящий Бэтмен, да и это не шедевр, Король Лев вообще не кино, Сталкер на 213, а Терминатор 2 на 43 и другие оценки,

явно составляли случайно.


19.02.17 20:22
0 0

Книга писалась в тюрьме Синг-Синг, это фактически мемуары бандита, у которого оказался литературный дар. Вспоминается Ницше: "культура выросла из насилия".
23.08.13 04:41
0 0

А самое странное и глупое это вот что. Слово noodle имеет несколько значений, и одно из них - лапша, а другое - башка. Главный герой еще в детстве отличался любовью к чтению и многое знал. В тексте книги Хэри Грей, по которой снят фильм, и переведенной у нас, ни разу не упоминается слово лапша, ни разу. Зато вот характерный диалог: «— Здесь, в центре, нет тюрьмы, — сказал я.
— Откуда ты знаешь? — возразил Простак.
Макс рассмеялся:
— Не спорь с Башкой. Он знает все. Спроси его, он подтвердит.»
Отрывок из книги: Грей, Хэрри. «Однажды в Америке.» Издательство «Полярис», 1995.
23.08.13 00:47
0 1

И чего я не могу понять, так этого: Алекс Экслер настолько восхищен этим фильмом, что даже стандартной оценки не ставит, то есть, фильм выше всех оценок. Ну, хорошо, я тоже люблю этот фильм и согласен, что это шедевр. Но почему фильм "Бумер" кажется Экслеру полным провалом и восхвалением отморозков? Или еврейские отморозки лучше русских?
21.08.13 22:48
2 0

piteropiter: Но почему фильм "Бумер" кажется Экслеру полным провалом и восхвалением отморозков? Или еврейские отморозки лучше русских?

Может быть потому что он плохо поставлен? 😉

О "Бригаде" он лестней отзывался.


15.02.16 13:51
0 1

Хм, похоже, что Экслер смотрел хронологическую версию фильма, изуродованную продюсерами, но сам Серджио Леоне переживал по этому поводу, так как нелинейная режиссерская версия фильма смотрится интересее и тоньше.
20.08.13 17:49
0 0

piteropiter: Хм, похоже, что Экслер смотрел хронологическую версию фильма

С чего вы взяли, что хронология в рецензии должна совпадать с хронологией фильма?
15.02.16 13:52
0 0

Релиз расширенного издания фильма будет выпущен 4 декабря 2012, инфа здесь :

http://www.movie-censorship.com/news_en.php?ID=4548

...на РуТрекере собираются выложить полноценный блюрик с русской озвучкой >> пока определяются к кому обращаться по озвучиванию.
30.11.12 15:20
0 0

Сержио Леоне вдвойне гениален - по такому слабому источнику сделать шедевр.
Cas
30.10.12 04:37
0 0

По ссылке Алекса читаю сейчас книгу "Однажды в Америке" на Lib.ru

Книга на удивление слабая, какой-то набор неправдоподобных баек...
Cas
29.10.12 05:37
0 0

У меня такое ощущение, что весь конец, я имею ввиду шестидесятые годы, это опиумные фантазии Лапши.
11.05.12 07:47
1 1

Гениальный фильм, где все сошлось - режиссура, музыка, подбор актеров. Короче, один из любимейших, который можно смотреть снова и снова.
07.01.12 11:24
0 0

Фильм хороший. Не могу сказать, что шедевр. первая половина ещё ничего. Но вторая затянута. Местами фильм невнятный, я так и не проникся мега драмой. К окончанию третьего часа фильм хотелось выключить. Похоже сам Леоне находился под опиумным дурманом, доделывая окончание. Ещё он оочень длинный. Да я согласен, фильм всё равно захватывает и хочется досмотреть до конца. Но за 4 часа так устаёшь, что сюжет в голове перемешивается в кашу. То ли потому что это мой первый такой длинный фильм, который я когда либо смотрел, то ли ещё не дорос до него (являюсь ровесником этого фильма).
24.04.11 11:07
2 0

Черт знает что, я не понимаю такие фильмы.

И тем более не понимаю, чем тут особо восхищаться? Это кино можно поставить в один ряд с "Scarface" Де Пальмы. Все те же бандитские рыла, скупые диалоги, насилие.

Тут даже романтизировать почти нечего.

Ах, как еврейские и полуеврейские актеры замечательно играют евреев! Тьфу, если уж интересна тема евреев - смотрите "Don't mess witta Zohan", где евреев классно обстебывают.

Уж если чего смотреть про восточноамериканскую мафию, то, например, "Мэрию" Беккера.


24.03.11 12:35
2 0

ПО состоянию на 06.11.2010, фильм занимает уже 87-е место в списке 250 лучших фильмов по версии IMDb . Как хорошее вино, с годами обретает всё большую ценность.
06.11.10 17:26
0 0

Не помню точно в каком году (или в 1988,или в 1989), но помню точно, что жил я тогда в Каргаске (это на севере Томской области) и в местном кинотеатре посмотрел фильм "Однажды в Америке". Из-за продолжительности фильма, местные прокатчики показывали его в 3 серии (первые 2 серии на одном сеансе, 3 серию на втором). Фильм потряс! Такой истории дружбы, любви и предательства я не видел ни в одном фильме! С рецензией согласен на 100%. Фильм шедевр!!!

P.S. Очень жаль, что до сих-пор не выпущен на лицензионном ДВД .
12.08.09 15:10
0 0

Рецензия написана в 2002 году. Сегодня фильм уже на 93 месте по рейтингу IMDB (на момент написания рецензии был на 160-м).
20.02.09 21:04
0 0

Сегодня пересмотрел этот фильм по Кинохиту. Класс! Прочитал рецензию. Класс!

Возник вопрос - чем отличаются американская версия от остальных (другой) этого фильма?
18.10.08 23:33
0 0

Согласна с некорректностью высказываний о том, кто кого переиграл. Роли-то разные. И всё же, всё же... Вудс в своей роли выглядит органично. Де Ниро же, по-моему, был не в своей шкурке.
20.07.08 23:30
1 0

Очень хорошее кино! 3,5 часа пролетает в одно мгновение!
30.07.07 22:32
0 0