Ограбление века / El Robo del Siglo
11.02.2021 47037   Комментарии (41)
Сериал, Колумбия, 2020, 48 мин. 1 сезон, 6 серий
7,3
Рейтинг IMDB: 7,3
Рейтинг Экслера: 7,3
Это, конечно, не "Бумажный дом", но зато нечто подобное имело место в жизни.
Отзыв кота Бублика

Колумбия, Богота, 1992 год. Грабитель Роберто Лосано по прозвищу Чайо (Андрес Парра) вместе со своим старым подельником Хайме Молиной по прозвищу Адвокат (Кристиан Таппан) и несколькими подручными грабят музей, в котором выставлены драгоценности. Медвежатнику по прозвищу Эль Драгон (Уальдо Уррего) удалось вскрыть замок, защищающий одну из главных ценностей музея, однако при этом банда потеряла драгоценное время и нарвалась на охранника.

Адвокат пытался решить проблему, но один из членов банды начал стрельбу, охранник начал стрелять в ответ и серьезно ранил Адвоката. Чайо ничего не оставалось, как оставить Адвоката в музее и сбежать с награбленным.

Прошло два года. Чайо держит небольшую лавку с ювелирными украшениями, но дела его идут из рук вон плохо: он задолжал за аренду и ему нечем расплачиваться с арендодателем и поставщиками. Афера с ограблением его собственной лавки во время визита поставщика с драгоценностями, на которую он направил своего подручного Висенте Моралеса по прозвищу Эль Сардино (Хуан Себастьян Калеро), не удалась, так что Чайо теперь отчаянно ищет какое-нибудь дело, которое позволит ему по-быстрому срубить денег.

Старый знакомый Чайо Вильям Гонсалес по прозвищу Борис дает наводку: в центральном "Банке Республики", что в городе Вальедупар, есть свои люди среди охранников. Они знают, когда в банке будет находиться огромная сумма, и они готовы способствовать ограблению - конечно, за соответствующие деньги, причем за первичную информацию им нужно заплатить достаточно много.

За деньгами Чайо обращается к Джеки Атеортуа по прозвищу Донья К (Марсела Бенхумеа). Чайо и так должен Донье К целое состояние, но он умеет быть очень убедительным, в результате чего Донья К вступает в долю.

После этого Чайо набирает банду, которая будет участвовать в ограблении. Кроме Эль Сардино он туда привлек медвежатника Эль Драгона и еще нескольких людей, но самое главное - он сумел уговорить Адвоката принять участие в деле. Адвокат на Чайо страшно зол, кроме того, пуля охранника попала Молине в почку, и он теперь ежедневно должен являться на диализ, но Чайо объясняет Адвокату, что получить шанс на пересадку почки он сможет только в том случае, если добудет очень большие деньги, а в банке их ждет такой куш, что хватит на всех. Тогда и Адвокат соглашается принять участие в деле.

***

Новый колумбийский мини-сериал (там всего шесть серий, история закончена), поставленный по реальным событиям: действительно некая группа людей сумела 16-17 октября 1994 года провести ограбление "Банка Республики" в Вальедупаре и они вынесли оттуда 24 миллиарда песо (33 миллиона долларов, что по тем временам было абсолютно безумной суммой).

Грабителям не слишком повезло в том плане, что захваченные деньги никогда не были в обращении, поэтому их было легко отследить, однако они предприняли массу усилий, для того чтобы эту проблему как-то решить. Правительство и полиция им в этом противостояли, но история навела шороха на всю Колумбию и вызвала определенные социальные и экономические потрясения, так что ситуация там была очень интересная и неоднозначная. 

Об этой истории журналистом Альфредо Серрано была написана книга "Итак, я ограбил банк" (Así robé el banco), в 2007 году в Колумбии вышел телефильм "Величайшее ограбление" (El gran robo), следы которого в кинобазах я не обнаружил.

Ну и вот теперь в 2020 году Пабло Гонсалес и Камило Саласар Принс выпустили мини-сериал по своему сценарию.

Сразу скажу - это не "Бумажный дом" даже рядом. Не настолько захватывающий и остросюжетный, нет таких ярких и разнообразных персонажей. Однако, на мой взгляд, "Ограбление века" просмотра все же заслуживает, я его посмотрел с удовольствием.

Почему? По двум причинам. Первая - что-то подобное действительно произошло и в сериале многие вещи с реальным ограблением четко совпадают. Впрочем, создатели сериала в конце каждой серии вывешивают дисклеймер, в котором написано, что сериал основан на реальных событиях, однако он не претендует на достоверность и не может использоваться для определения юридической ответственности. А, мол, кто хочет узнать всю правду об этой истории - это все изложено в различных судебных протоколах.

Вторая причина - он очень неплохо поставлен и сыгран. Да, конечно, создатели сериала практически полностью опустили аж трехмесячную подготовку, которая в реальности активно велась перед этим ограблением. (Причем разработку плана начали за восемь месяцев до операции.) Здесь во имя динамики повествования подготовку урезали буквально до нескольких дней: встретились с охранником, тот сказал назвать дату, время входа и время выхода, ну и вперед. Главный куш будет лежать в сейфе только до понедельника - ну, значит, в воскресенье и пойдем.

Ну и в результате, конечно, само ограбление как таковое выглядит несколько бардачным - в том смысле, что там очень часто все висело на волоске. В "Бумажном доме" процесс подготовки, который шел полгода, тоже показали очень крупным помолом, но там само ограбление было продумано во всех мелочах. Здесь, в общем-то, все персонажи более или менее знали свои роли, однако под контролем толком ничего не было, в результате в любую минуту все могло пойти не так.

Но, впрочем, когда я читал всякие подробности об этой операции (исп.), то выяснил, что там на самом деле многое из того, что было показано в сериале, имело место. Спойлерить не буду, чтобы сериал было интересно смотреть, но скажу только, что тут как раз срабатывает интересный эффект: целиком придуманное для фильма или сериала ограбление выглядит очень реалистично, а как раз взятое из жизни смотрится как буйная фантазия сценариста, и я уже сталкивался с подобным эффектом.

Третья причина - здесь, в общем-то, тоже есть интересные характеры и хорошо сыгранные роли. Главного героя Чайо играет Андрес Парра - я его помню по роли лощеного и подлого адвоката в "Героических лузерах". Здесь Чайо не сказать что впечатлил - чай, не шикарный Берлин из "Бумажного дома", - однако с ролью Парра справился достойно: видно, что Чайо обладает хорошим даром убеждения и умеет манипулировать людьми, ну и понятно, что он на это ограбление пошел от отчаяния - ему просто уже нечего терять.

Намного больше понравился Адвокат в исполнении Кристиана Таппана. Тут и харизма намного ярче, и персонаж интереснее. Адвокат в банк не пошел: собственно, Чайо его и завлек тем, что Молина будет сидеть в отеле напротив банка, смотреть в бинокль и по телефону координировать ситуацию, однако Адвокат отвечает за весь план и безопасность, и на его долю пришлось немало переживаний.

И у него там трогательные отношения с женой Роми (Катерина Велес): они очень близки, Роми прекрасно знает, чем Молина занимается, и она принимала участие в подготовке к операции; в разговоре супруги друг друга называют socio - партнер, компаньон.

Донья К в исполнении Марселы Бенхумеа - очень колоритна. Я сначала думал, что это будет что-то вроде Амары Де Эскалонес из сериала "Достать коротышку", однако нет - Донья К просто ведет свой собственный бизнес, она связана деловыми отношениями с крупной криминальной структурой, но она сама - не мафиози. Ее просто сумел убедить Чайо, и она тоже решила по-быстрому срубить бабла.

Ну и последний персонаж, о котором хотелось бы поговорить, - это Эль Сардино, которого сыграл Хуан Себастьян Калеро. Персонаж вроде бы не слишком значительный - помощник Чайо, которого тот вечно шпыняет, однако у Эль Сардино с Чайо достаточно сложные взаимоотношения. В русской озвучке это как-то не отразилось, однако Эль Сардино Чайо постоянно называет Papá, то есть "отец", "батя" (а вовсе не "папаша", как перевели в озвучке), а он его называет сыном. И там видно, что он не просто на Чайо работает, а они как-то серьезно связаны. Объяснение этому будет дано в самом конце сериала, но я просто хочу сказать, что этот персонаж, при всей своей вроде бы малозначительности, очень интересный и заметный.

С финалом создатели сериала мудрить не стали, показали все примерно так, как оно и было на самом деле. Я ожидал, что они включат в повествование всякие реальные кадры - все-таки это случилось достаточно недавно, - да, реальные кадры там были, но только из эпизода противостояния правительства и полиции похитителям уже после ограбления.

Кадры причастных ко всей этой истории они не показали, да и имена всех участников сильно изменены - кроме имени директора банка.

В реальности порядка ста человек были арестованы по подозрению в причастности к ограблению. В самом нападении участвовали двадцать шесть человек, включая и сотрудников национальной полиции. Я читал, что двух человек несправедливо обвинили в причастности к ограблению и они сумели доказать свою невиновность, после чего отсудили у государства приличные суммы. Один из них отсидел в тюрьме почти три года, другой какое-то время находился под домашним арестом.

Также замечу, что в реальности из окон отеля за развитием ограбления следили причастные к делу полицейские, а не Адвокат, ну и по всему похоже, что именно сами полицейские были и мозгом операции, и главной движущей силой.

Хороший сериал получился, на мой взгляд, вполне достойный просмотра.

Теперь отвечу на вопрос, где взять. Это сериал Netflix, так что в Netflix и взять - он там есть на испанском с русскими субтитрами, я проверял с моего российского аккаунта в Netflix (специально его оплачиваю для подобных проверок). Субтитры там качественные - намного, кстати, качественнее, чем в варианте, который гуляет по торрентам. Также я послушал русский войсовер, с которым его раздают в торрентах, - ну, вроде прилично, смотреть можно.


Этот сериал в Netflix с русскими субтитрами

P. S. Очень интересно было его смотреть на испанском. В испанском, который в Испании, есть обычное обращение на "ты", также есть довольно редко используемое обращение на "вы" (причем тут спряжение глаголов как для третьего лица - то есть, например, "вы хотите?" звучит как "он хочет?"), а еще есть вежливое обращение и для множественного числа "вы" (и это тоже третье множественное лицо, которое звучит как "они хотят?"). В Колумбии, судя по сериалу, обращение на "ты" фактически отсутствует, там все друг с другом на "вы" (Usted), включая близких друзей и близких родственников, ну или можно считать, что они все друг с другом на "ты" - так же, как в английском, где you - и всё. Ну и забавно было узнать, как в Колумбии называют кофе: не café, как в Испании, а tinta, то есть чернила.

© 1998–2024 Alex Exler
11.02.2021
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4
Актерская игра 4
Режиссерская работа 4
Сценарий 4
Кратко о фильме:
смотрибельно и интересно
Нужно ли смотреть:
можно
Комментарии 41

Биткойн еще покажет себя. И живые позавидуют мертвым...

шутка
19.02.21 01:55
0 0

Ограбления века это Биткойн-смотрите как народ его скупает активно, по всему миру, уже на триллион скупил, вечно зеленных...и это только начало...
13.02.21 00:27
0 0

например, "вы хотите?" звучит как "он хочет?"
Точнее, ОНА хочет.
Usted = vuestra merced - ваша милость.
И в русском, и в испанском это женский род.
11.02.21 18:40
0 2

А, вы в ЭТОМ смысле?!! Тогда да 😄
11.02.21 20:53
0 0

Потому что Usted всегда женского рода, вне зависимости от контекста. Выше написал, почему.
Точно так же, как в русском "ваше величество" всегда ОНО, среднего рода, независимо от пола королевской особы.
11.02.21 20:48
0 0

Почему она-то? В зависимости от контекста это он, она или оно.
11.02.21 20:20
0 0

и он теперь ежедневно должен явиться на диализ
Ежедневно должен являться - глагол несовершенного вида, поскольку означает незавершенное действие в виде длительного процесса.
11.02.21 17:46
0 2

По поводу Fargo. Четвёртый сезон такое голимое говно. Не думал, что создателям так может отказать чувство стиля сериала. Подозрение что и создан исключительно на потребу БЛМ сообщества и иже. Просмотрел половину сезона в надежде, что по ходу поправится, - зря. Жаль убитого времени.
11.02.21 15:21
1 2

Ясно, спасибо. Тогда не буду время терять.
11.02.21 16:14
0 0

Думал, про этот.
Хороший, кстати!
11.02.21 14:45
0 0

Его собираюсь смотреть, да.
11.02.21 15:11
0 0

причем тут спряжение глаголов как для третьего лица - то есть, например, "вы хотите?" звучит как "он хочет?"
В польском варианте вежливого обращения тоже 3е лицо: "Пан хочет?"
11.02.21 11:55
0 0

Совершенно верно 😄
11.02.21 20:05
0 0

Есть более наглядный пример.
Estoy borracho - я выпил
Soy (un) borracho - я пьяница.
gab
11.02.21 19:29
0 1

Да, это во многих языках наблюдается. Именно третье лицо. Просто в испанском позабавило то, что для множественного "вас" еще есть отдельное уважительное (ustedes) 😄

Но, впрочем, испанцы - такие затейники. Чего только стоит два разных глагола "to be" 😄 Причем с одним и тем же словом могут употребляться и тот, и другой глагол, просто тогда это будет означать разные понятия. Например, soy delgado - это я по жизни конкретно худой. А estoy delgado - это я вот сейчас стал худым, а раньше таким не был 😄
11.02.21 12:10
0 1

Алекс, а "Фарго" 4 сезон планируешь к просмотру?
11.02.21 11:47
0 0

Фломастеры у всех разные, но я пожалел о потраченном времени.

Алекс, посмотри таки "Тьму".
11.02.21 14:03
0 0

Третий был совершенно высосан из пальца, да. А четвертый - еще хуже? Смотреть не имеет смысла?

По-моему, Фарго спёкся. Уже третий сезон был скучноват. Четвертый вызвал одно только разочарование.

О, точно, надо же посмотреть! Спасибо что напомнил 😄
11.02.21 12:00
0 0

Я прошу прощения за офф - недавно посмотрел "Белые линии" - хочется комментариев от тех, кто в теме. На Ибице действительно такой беспредел с наркотиками несмотря на цивилизованность и публичность места? И насколько вообще атмосфера, показанная в сериале соответствует действительности?
Персонажи нмв играли убедительно, без надрыва, сюжет небанальный, финал не слит. Смотрел версию с частичным дубляжом - английский дублирован, на испанский - субтитры.
11.02.21 10:38
0 0

Я прошу прощения за офф - недавно посмотрел "Белые линии" - хочется комментариев от тех, кто в теме. На Ибице действительно такой беспредел с наркотиками несмотря на цивилизованность и публичность места? И насколько вообще атмосфера, показанная в сериале соответствует действительности?
Я на Ибисе был, ничего такого не заметил 😄

Сериал попробую посмотреть.
11.02.21 11:24
0 1

Насчет отсутствия "ты" в латаме не согласен категорически. Мало того, что практически со всеми, кроме тех, кто явно очень старше тебя, ты общаешься через "tu" (еще есть вариант - использовать устед как проявление уважения), так у них еще есть отдельное "ты" для очень близких людей - "vos". Да, я в курсе, что оно совпадает с сокращением от vosotros, но тут уже вопросы не ко мне. "Вос" в значении "ты" встречал как минимум в Гвате и вокруг. "Ту" - наверное везде, где бывал там. Как минимум, отсутствие "ту" ухо не резало.
Как вариант, могу предположить, что описанное тобой использование "ты-вы" относится конкретно к Колумбии.
11.02.21 10:09
0 1

Кстати, меня удивило, что в Наркос Эскобар называл и маму и жену на Вы.
Ну, на самом деле это на "ты", просто у них "вы" вообще нету. Ну или можно считать, что "ты" нету. Это как в английском.
11.02.21 20:21
0 0

Кстати, меня удивило, что в Наркос Эскобар называл и маму и жену на Вы.
В Аргентине на Вы называют только незнакомых или малознакомых людей или в формальной обстановке. С начальником обычно на ты.
А вот когда "tutean" в рекламе, меня раздражает. Но это мои тараканы.
gab
11.02.21 19:43
0 0

и y + гласная и ll + гласная происносятся примерно одинаково , ближе к ж , но чуть помягче, поэтому нам иногда может слышаться ш.
В некоторых провинциях иногда r произносят похоже на ж: rosa может звучать, как rosa.
Я слышал, что на каких-то островах акцент похож на аргентинский.
Ну а среди местных языков Испании много всего. Галицийский по мне больше на португальский полно (вот где много шипящих) .
gab
11.02.21 19:35
0 0

Испанский с активным "ш" и "ж" наверное не существует более нигде.
Существует, только он называется каталанский 😄
11.02.21 16:05
0 1

Да, вполне возможно, там везде по-разному. Vos активно употребляется в Аргентине. Ну и я, разумеется, не проводил лингвистические исследования, а просто рассказал, что услышал в сериале. Там все друг с другом были строго на Usted 😄
Аргентина - это страна с абсолютно иным языком. Я б назвал его аргентинским)))
Испанский с активным "ш" и "ж" наверное не существует более нигде. При чем, я так и не понял за свое короткое там пребывание, по какому принципу они заменяют добле элле на ж или ш 😄
11.02.21 15:23
0 0

Да, вполне возможно, там везде по-разному. Vos активно употребляется в Аргентине. Ну и я, разумеется, не проводил лингвистические исследования, а просто рассказал, что услышал в сериале. Там все друг с другом были строго на Usted 😄
11.02.21 11:20
0 1

33 миллиона долларов? И это ограбление века?
Даже яхту приличную не купишь.
11.02.21 09:44
4 1

Год ограбления еще играет роль, 30 лет назад это были совсем другие деньги.
11.02.21 13:05
0 2

Скажем так, это для Колумбии - ограбление века 😄
11.02.21 12:13
0 2

Да, но ограбление века точно не 33 миллиона. И точно не в Колумбии.
11.02.21 12:07
0 0

Для тогдашней нищей Колумбии это были огромные деньги.
11.02.21 11:31
0 2

Можно прикупить пару сикорских jets.ru и ещё останется.
11.02.21 10:11
0 0

А учитывая сколько потеряли на отмывание, остаются сущие гроши.
И на всех поделить!
11.02.21 09:59
0 0