Белфаст / Belfast
22.08.2022 35224   Комментарии (26)
6,3
Рейтинг IMDB: 7,3
Рейтинг Кинопоиск: 6,9
Рейтинг Экслера: 6,3
Что бывает, когда средненький режиссер пытается снять свою "Рому".
Отзыв кота Бублика

Северная Ирландия, Белфаст, август 1969 года. События показываются глазами 9-летнего мальчика Бадди (Джуд Хилл), живущего в протестанской семье. У Бадди есть старший брат Уилл (Льюис Макэски), мама Ма (Катрина Балф), занимающаяся домом и семьй, и папа Па (Джейми Дорнан), который дома присутствует только по выходным: у Па есть работа в Англии, и он там зарабатывает на содержание семьи. 

Также у Бадди есть любимые бабушка (Джуди Денч) и дедушка Поп (Киран Хайндс). Поп долгое время работал шахтером в Англиии, подорвал себе здоровье и получил серьезное заболевание легких. 

За несколько дней до описываемых событий, в другом североирландском городе Дерри начались столкновения между католиками, стремящимися к независимости Северной Ирландии от Англии, и протестантами, которые были лояльны британской короне. После этого беспорядки перекинулись на несколько других городов - в том числе, и на Белфаст, где протестанты начали погромы католических семейств.

Сам Бадди и его семья наблюдают за тем, как когда-то такой тихий Белфаст, где все друг друга знают, вдруг превратился в опасное место с погромами, грабежами магазинов и прочими "прелестями".  

Британцы ввели в город войска, чтобы подавить беспорядки, город был разделен на зоны с блокпостами. 

Па, приезжая на выходные, уговаривает Ма уехать с детьми из Белфаста, где стало реально опасно. Но Ма не понимает, как это вообще возможно: оставить свой родной дом и уехать в совершенно чужую и пугающую неизвестность. 

***

Кеннет Брана, поставивший этот фильм, актер и режиссер. Как актер он сыграл более чем в семи десятках фильмов (вспомним недавние "Довод" и "Дюнкерк", также "Рок-волну" и "Знаменитость"). Как режиссер он какое-то время пробавлялся неплохо принимаемыми кинопостановками шекспировских пьес - "Много шума из ничего", "Гамлет", "Макбет", "Ромео и Джульетта" - потом сделал странноватый ремейк классического "Сыщика", далее поставил для Marvel первого "Тора", после чего снял слабенький "Джек Райан: Теория хаоса", следом настал черед пары прохладно принятых детективов по Агате Кристи, ну и после этого Брана поставил детское фэнтези "Артемис Фаул", которая успешно борется за звание "худшее детское фэнтези во веки веков, аминь". 

Так, стоп, подумал Кеннет Брана после сокрушительного провала "Артемис Фаул", и решил, что ему все-таки нужно что-то сделать со своей режиссерской карьерой, которая явно уплыла куда-то не туда. Как переломить данную ситуацию? Очевидно - снять кино, жестко заточенное на "Оскара", то есть сделать такое кино, которое понравится киноакадемикам. Если получить признание у критиков, то тут уже спокойно можно будет снимать хоть "Джек Райан против Джульеты" - никаких проблем!

Какое кино понравится критикам? Ну, очевидно, какая-нибудь киноисповедь о детских воспоминаниях. Вон недавняя "Рома" Альфонсо Куарона, в которой Куарон рассказал о своем детстве, проведенном в Мехико в начале семидесятых: по несколько выигранных премий самых престижных международных фестивалей: три "Оскара", два "Золотых глобуса", четыре BAFTA, две премии в Венеции, премия "Гойя", премия "Сан-Себастьян". 

Хорошее это дело, подумал Брана, рассказать о своих детских воспоминаниях. А так как детские воспоминания самого Браны касались хорошо известных событий в Северной Ирландии, он был уверен, что это должно сработать. 

Дальше действуем по четкой схеме. Сначала в цвете показываем современный Белфаст, но тут же память нас уносит в черно-белый август 1969 года ("Рома"-то вся - черно-белая), и далее эти события мы будем показывать глазами трогательного мальчишки с обязательной щербинкой во рту, которому пришлось взрослеть, находясь внутри неприятных и опасных событий. 

Бадди будет трогательно дружить с одноклассницей-католичкой, Бадди будет трогательно любить дедушку с бабушкой, Бадди будет трогательно переживать, что родители ссорятся, все это будет сопровождаться достаточно навязчивыми песнями уроженца Белфаста Вана Моррисона, коих здесь где-то аж с десяток, и над всем этим будет светить североирландское солнце, намекая на то, что надежда должна быть всегда. Ну или что в случае каких-то "Неприятностей" (The Troubles, как назвали эти времена) можно просто уехать к чертовой матери, хотя уезжать и страшно не хочется. 

Черно-белая гамма в данном случае никакой особой роли не играет, да и Брана, в отличие от Куарона, не умеет с ней грамотно работать. От всей этой улочки, целиком выстроенной на заброшенном аэродроме в Хэмпшире, веет страшной искусственностью и неуместной в данном случае театральностью, оператор изо всех сил пытался найти "интересные ракурсы", снимая широкоугольным объективом откуда-то из под ног актеров или запуская камеру кружить с верхней точки, а когда ближе к финалу вся эта вроде как "исповедь" вдруг превращается чуть ли не в мюзикл, то этому как-то особо уже и не удивляешься, потому что тут хорошо понятно, что от "исповеди" в фильме Брана - одно название. 

Постановщик некоторым образом перестраховался тем, что события в картине показаны вроде как глазами девятилетнего ребенка, однако это все равно не оправдывает заметный налёт инфантилизма и явной манипулятивности, свойственных данному фильму. У Куарона в "Роме" события тоже вроде как показываются глазами маленького мальчика, но инфантилизма в его картине не было ни на грамм: все персонажи были очень естественные и реалистичные. А в фильме Браны, к сожалению, персонажи - несколько картонные и однобокие. Трогательные - да (кинокритики такое любят), но однобокие.

Актеры в фильме заняты хорошие, и они изо всех сил пытаются вдохнуть жизнь в своих персонажей, чтобы они не были такие лубочными. Бабушка с дедушкой Джуди Денч и Кирана Хайндса - отличные, они во многом вытягивают эту картину, но увы - их тут не слишком много. 

Катрина Балф с ролью Ма тоже сделала все что могла: изо всех сил пыталась оживить сценарно не слишком внятно прописанного персонажа. Ну а у Джейми Дорнана в роли Па и вовсе было совсем немного экранного времени - папа там все время по задам, пашет где-то в Англии, - и Па получился достаточно серенький, а его противостояние с боевым революционным протестантом (предельно карикатурным) было крайне неубедительным. 

Джуд Хилл, сыгравший юного Бадди, понравился. Паренек живой и естественный, и он тут, пожалуй, был наиболее ярким персонажем (если не считать бабушку с дедушкой). Я читал, что съемочная группа применяла следующий прием: Джуда постоянно снимали на камеры во время репетиций, старательно заклеивая красные светодиоды, сигнализирующие о съемке, чтобы мальчик ни о чем не догадался. И многие из этих как бы "репетиционных" сцен в итоге вошли в окончательный монтаж, потому что Джуд вел себя более естественно, когда не знал, что его снимают. 

Что в итоге? Я не могу назвать это плохим фильмом, это неплохой фильм. Многим зрителям он понравится. Просто для меня очевидно то, что это - никакая не исповедь, это старательно просчитанная манипулятивная поделка, хорошо работающая на определенную аудиторию и прежде всего - на кинокритиков. У этой картины средненький сценарий, манипулятивная и несколько инфантильная постановка, странноватые и временами нелепые операторские решения, но при этом хорошая актерская игра.   

Проблема в том, что мало кто из режиссеров может снять хороший фильм о своем детстве. Потому что это безумно сложно. Это получалось только у больших мастеров, таких как Феллини и Куарон. А вот у Энди Гарсиа это сделать не получилось, хотя он в попытках рассказать о своей юности в Гаване очень старался и действительно был искренним. 

Брана же, как мне показалось, и вовсе не старался. Он знал, что должно быть в картине, чтобы кинокритики прониклись и начали томительно закидывать его статуэтками, он это и сделал, не особенно-то данный подход и скрывая. И он угадал: "Белфаст" имеет семь номинаций на "Оскар" (выиграл премию за "Лучший сценарий", ха-ха), семь номинаций на "Золотой глобус" (выиграл премию за "Лучший сценарий", два раза ха-ха), шесть номинаций на британскую BAFTA (выиграл премию за "Лучший британский фильм": впрочем, в конкурентах там были "Прошлой ночью в Сохо", "Не время умирать" и другие еще менее значительные фильмы, так что неудивительно - как говорится, на безрыбье), так что кто тут, спрашивается, дурак? Мы с Бубликом дураки, что очевидно. Сидим тут чего-то нудим: это не так, то не эдак. Нет чтобы отдать должное режиссерскому гению, правильно? 

Мы отдаем должное. Но, конечно, не режиссерскому гению Браны, который как режиссер - совсем средненький. Мы отдаем должное его чутью на то, как нужно ставить картину под кинопремии. Вот в этом он преуспел. 

Ну и заметим, что данную картину можно посмотреть из-за одних только Джуди Денч и Кирана Хайндса. Все-таки отличные актеры - это отличные актеры. Они что хочешь вытянут, даже оскаро- и глобусоносный сценарий Браны. 

Извините, если кого не обидел. 


Официальный трейлер. 

Кадры из фильма. 

© 1998–2024 Alex Exler
22.08.2022
Оценки по пятибалльной шкале
Зрелищность 4-
Актерская игра 4+
Режиссерская работа 4-
Сценарий 3
Кратко о фильме:
Брана знает, как угодить киноакадемикам
Нужно ли смотреть:
решайте сами
Комментарии 26

Вот, что жду - "Монокль, или Достать ножи - 2".
24.08.22 11:17
0 0

Что-то тут с падежами?
Бабушка с дедушкой Джуди Денч и Кирана Хайндса - отличные

А фильм меня тоже разочаровал как-то, ожидал большего от такой темы. Мама, которая тащит ребенка обратно к погромщикам, чтобы вернуть порошок - впечатляет, но не верю!
Больше всего понравился ирландский акцент, люблю их.
23.08.22 14:42
1 1

Нормально все, связку "в исполнении" русский язык разрешает опустить.
24.08.22 08:17
0 1

Зачем тратить свое время на плохие фильмы?
23.08.22 00:39
3 1

А мне понравилось. Смотрел в самолете, просто ткнул пальцем в первый попавшийся фильм, и захватило с самого начала (хотя обычно в полете засыпаю).
Это конечно не киноисповедь, просто срез событий глазами мальчика (возможно из-за этого и некоторая лубочность персонажей). Почти детский фильм. Не вижу в этом ничего плохого.
Играют все замечательно.
22.08.22 17:34
0 1

Я к Бране очень тепло отношусь. Еще когда я пацаном его "Франкенштейна" с Де Ниро посмотрел. Да и потом он меня как то редко разочаровывал. Те же экранизации Кристи про Пуаро мне очень понравились. Ну и первый "Тор" конечно.
22.08.22 15:48
0 1

"Валландер" с ним в главной роли. Мне намного больше понравился, чем шведская версия.
23.08.22 20:39
0 1

>>>Англиии
22.08.22 15:43
0 1

Спасибо за напоминание о Бране, сегодня "Друзья Питера" посмотрю. "Волшебной флейты" хватит, чтобы считать Брану классиком жанра кинопостановки
22.08.22 11:51
1 1

Когда твой дедушка Гай Юлий Цезарь.
22.08.22 11:42
0 3

У Нового кинотеатра Парадизо нет Оскара за лучший сценарий, а у Белфаста есть. Живите с этим. Правда, Торнаторе вынес BAFTA с 5 победами (в т.ч. и за лучший сценарий), что лишний раз свидетельствует о лучших временах, когда BAFTA была самостоятельными раздачами статуэток, а не копия Оскара, разреженная британскими фильмами.
22.08.22 11:36
0 0

Ему дали "Оскар" как лучшему фильму на иностранном языке.
Это да, но тут разговор за сценарный Оскар...
23.08.22 07:12
0 0

Ему дали "Оскар" как лучшему фильму на иностранном языке.
22.08.22 14:02
0 1

У Нового кинотеатра Парадизо нет Оскара за лучший сценарий,
Да? Не знал. Думал, ему по умолчанию выдали, еще на стадии написания сценария.

старший брат Уилл (Льюис Макэски), мама Ма (Катрина Балф), занимающаяся домом и семьй, и папа Па (Джейми Дорнан), --skip--
Также у Бадди есть любимые бабушка (Джуди Денч) и дедушка Поп (Киран Хайндс)
Вот за бабушку обидно - у всех остальных есть либо имя, либо прозвище. 😄
Bug
22.08.22 10:58
0 1

и прозивища какие -- папа и дед.
22.08.22 15:43
0 0

"Granny - Judi Dench", можно "Бабка" 😄
22.08.22 13:49
0 0

Брана, всё-таки, больше театральный деятель. Поэтому и в кино ему больше везёт с экранизациями Шекспира или Чехова, либо камерными фильмами вроде Друзья Питера. А здесь явно сел в малость не свои сани.
22.08.22 10:37
0 1

либо камерными фильмами вроде Друзья Питера
Хорошее кино, да.
22.08.22 10:51
0 2

Полностью согласен с рецензией. Фильм для конечного зрителя абсолютно несмотрибельный, откровенно унылый. Особенно если ты ожидаешь раскрытия такой крутой темы, как ирландский терроризм (я по простоте душевной ожидал). "Лучший сценарий", ага. Я вообще в этом фильме сценария не заметил.
22.08.22 10:23
1 0

Мне вполне понравились и "Рома", и "Белфаст".
22.08.22 09:44
0 3

После совсем никакого "Убийства в Восточном Экспрессе" про Брана стало всё понятно. Он там и сыграл никак и поставил ещё хуже.
Жаль, что этот фильм ничего не изменил, тема довольно интересная, времена тоже.
22.08.22 09:30
2 4

Ну "Смерть на Ниле" красивое кино, да. С актерами согласен, Брана немного прогадал. С Гадот еще можно смирится, а вот Хаммер это вообще трендец полнейший. Он так переигрывает, что тушите свет просто.
22.08.22 15:53
2 0

Однозначно.
22.08.22 10:37
1 0

Недавняя "Смерть на Ниле" несравненно хуже "Убийства в Восточном Экспрессе". В "Экспрессе" были хоть отличные актеры, которые хорошо играли. Смотреть на кривляния Гал Гадот вместо Джуди Денч и Мишель Пфайффер - так себе удовольствие. Брана как режиссер может только в Шекспира и то не всегда.
А я и смотреть "Смерть на Ниле" не стал. Значит и правильно.
22.08.22 10:11
2 2

Недавняя "Смерть на Ниле" несравненно хуже "Убийства в Восточном Экспрессе". В "Экспрессе" были хоть отличные актеры, которые хорошо играли. Смотреть на кривляния Гал Гадот вместо Джуди Денч и Мишель Пфайффер - так себе удовольствие. Брана как режиссер может только в Шекспира и то не всегда.
22.08.22 10:01
1 2